- +393388856734
- Italia, Roma, Piazza Barberini
- svetlana.sinitsa
- romaturism@gmail.com
- +393388856734
Когда впервые попадаешь в Пантеон, создается странное впечатление, как будто попал в полупланетарий-полухрам. Планировка, постройка и потолок этого удивительного сооружения резко отличаются от привычных греко-римских храмов.
Нет окон, что само по себе уже создает необычное впечатление, а единственное место, откуда льется свет или видны звезды – это отверстие в самом куполе храма. Можно считать неким всевидящим оком, во всяком случае, именно так его и воспринимаешь.
Сам храм всех божеств еще в 25-27 гг. создал Марк Агриппа, однако, он не сохранился до наших лет. Согласно одним источникам, причиной уничтожения стал чудовищный пожар, согласно другим – в 118 г. император Адриан просто решил полностью перестроить храм по своему разумению. Так или иначе, он полностью создал новый стиль и орнамент, но при этом лавры создателя в истории сохранились за Агриппой. Во всяком случае, на архитраве император велел сделать надпись, что сей храм строил и возводил Марк Агриппа, третий консул Великого Рима. Но, по сути, и удивительные колонны, и ротонда купола, и даже бронзовые статуэтки, украшающие холл, - все это создавалось велением императора и трудами Аполлодора Дамасского, великого проектировщика нового храма. Конечно, что-то осталось от первоначального замысла, но лишь затем, как считал Адриан, чтобы не забылся создатель. Например, оставили объемный портик, который искусно дополнили восемью мраморными колоннами.
![Пантеон в Риме Пантеон и фонтан с обелиском в Риме.](/uploads/s/3/7/a/37avrkj1avvr/img/autocrop/53b4d5a4a76ae5d1dd1a1a36c0adfd4e.jpg)
![Купол Пантона в Риме с отверстием в центре.](/uploads/s/3/7/a/37avrkj1avvr/img/autocrop/393f2672c225ec105f18432167bd7844.jpg)
Некогда потолочный орнамент был выполнен из чистой бронзы и золота, но позже Барберини, папа Урбана Восьмой, почти разорил храм, даже удивительные украшения были сняты с портика и потолка. Его не зря считали хуже варвара, ведь почти вся бронза из этого великого храма была использована для литья пушек для Замка Святого Ангела и часть пошла на отливку балдахина над алтарем базилики Святого Петра в Ватикане.
Исчез тогда же и алтарь с жертвенником, выполненный уже императором Адрианом, а это бесценный раритет. Именно он высился под «всевидящим оком» Пантеона, чей диаметр составляет девять метров, тут проводили жертвоприношения Юпитеру и Марсу, Венере и Нептуну.
Отдельно стоит сказать о создании купола. Его конструкцию тщательно изучал и Микеланджело, работая над куполом базилики Святого Петра. Даже этот гениальный ум не сразу понял суть и принцип постройки. Как на исключительно деревянной опалубке можно было возвести такую гигантскую конструкцию.
Вот уже почти две тысячи лет купол держится и создает необыкновенное впечатление. Кстати, сотворить такое же никто, и даже сам Микеланджело, так и не сумели. Этот купол так и вошел в историю как самый красивый и широкий из всех созданных. Внутри него несколько ниш, украшенных колоннами из розового мрамора, множество роскошных скульптур и изваяний прошлых веков: тут и сам Младенец Иисус, Дева мария, и святые и мученики христианства.
Теперь тут уже мавзолей, где нашли последний приют и покой короли, королевы и выдающиеся люди. Даже Рафаэль, великий художник, захотел покоиться после смерти именно тут, причем это произошло задолго до того, как Пантеон стал официальной усыпальницей.
![Египедский обелиск и фонтан перед Пантеоном в Риме.](/uploads/s/3/7/a/37avrkj1avvr/img/autocrop/ffa3c92fc520d5d3a56ea9ea4206da79.jpg)