- +393388856734
- Italia, Roma, Piazza Barberini
- svetlana.sinitsa
- romaturism@gmail.com
- +393388856734
Когда впервые попадаешь в Пантеон, создается странное впечатление, как будто попал в полупланетарий-полухрам. Планировка, постройка и потолок этого удивительного сооружения резко отличаются от привычных греко-римских храмов.
Нет окон, что само по себе уже создает необычное впечатление, а единственное место, откуда льется свет или видны звезды – это отверстие в самом куполе храма. Можно считать неким всевидящим оком, во всяком случае, именно так его и воспринимаешь.
Сам храм всех божеств еще в 25-27 гг. создал Марк Агриппа, однако, он не сохранился до наших лет. Согласно одним источникам, причиной уничтожения стал чудовищный пожар, согласно другим – в 118 г. император Адриан просто решил полностью перестроить храм по своему разумению. Так или иначе, он полностью создал новый стиль и орнамент, но при этом лавры создателя в истории сохранились за Агриппой. Во всяком случае, на архитраве император велел сделать надпись, что сей храм строил и возводил Марк Агриппа, третий консул Великого Рима. Но, по сути, и удивительные колонны, и ротонда купола, и даже бронзовые статуэтки, украшающие холл, - все это создавалось велением императора и трудами Аполлодора Дамасского, великого проектировщика нового храма. Конечно, что-то осталось от первоначального замысла, но лишь затем, как считал Адриан, чтобы не забылся создатель. Например, оставили объемный портик, который искусно дополнили восемью мраморными колоннами.
Некогда потолочный орнамент был выполнен из чистой бронзы и золота, но позже Барберини, папа Урбана Восьмой, почти разорил храм, даже удивительные украшения были сняты с портика и потолка. Его не зря считали хуже варвара, ведь почти вся бронза из этого великого храма была использована для литья пушек для Замка Святого Ангела и часть пошла на отливку балдахина над алтарем базилики Святого Петра в Ватикане.
Исчез тогда же и алтарь с жертвенником, выполненный уже императором Адрианом, а это бесценный раритет. Именно он высился под «всевидящим оком» Пантеона, чей диаметр составляет девять метров, тут проводили жертвоприношения Юпитеру и Марсу, Венере и Нептуну.
Отдельно стоит сказать о создании купола. Его конструкцию тщательно изучал и Микеланджело, работая над куполом базилики Святого Петра. Даже этот гениальный ум не сразу понял суть и принцип постройки. Как на исключительно деревянной опалубке можно было возвести такую гигантскую конструкцию.
Вот уже почти две тысячи лет купол держится и создает необыкновенное впечатление. Кстати, сотворить такое же никто, и даже сам Микеланджело, так и не сумели. Этот купол так и вошел в историю как самый красивый и широкий из всех созданных. Внутри него несколько ниш, украшенных колоннами из розового мрамора, множество роскошных скульптур и изваяний прошлых веков: тут и сам Младенец Иисус, Дева мария, и святые и мученики христианства.
Теперь тут уже мавзолей, где нашли последний приют и покой короли, королевы и выдающиеся люди. Даже Рафаэль, великий художник, захотел покоиться после смерти именно тут, причем это произошло задолго до того, как Пантеон стал официальной усыпальницей.