Я в социальных сетях

Светлана Синица 

Базилика Сан Луиджи Дей Франчеси в Риме.

Церковь знаменита тем, что в ней находятся сразу три картины Микеланжело Мирези прозванного Караваджо. Картины рассказывают о событиях из жизни Евангелиста Матфея.

Расположенная между Пантеоном и Площадью Навона, Базилика Сан Луиджи Дей Франчези является настоящей сокровищем искусства стиля барокко в Риме. Она знаменита тремя величайшими картинами Караваджо, рассказывающими о жизни Святого Матфея.

Базилика является с 1589 года церковью французской диаспоры в Риме и обязательным местом посещения всеми любителями искусства.

Базилика - это настоящее сокровище скрытое от глаз большинства туристов в Риме!

Фасад базилики Сан Луиджи Дей Франчези в Риме.

Фасад базилики Сан Луиджи Дей Франчези в Риме.

Немного истории. 

Церковь начали строить в 1518 году по заказу и на деньги Кардинала Джулио Медичи, который потом продолжит строительство уже будучи Папой Римским под именем Климент VII. Церковь должна была стать центром духовной жизни французкой диаспоры в Риме, у которой до этого была только маленькая капелла в центре Рима.

Автором проекта "французской " церкви в Риме стал Джакамо делла Порта, а за работами следил другой великий архитектор Доменико Фонтана. Строили долго, закончили и освятили только в 1589 году. В XVIII веке уже французские архитекторы переделали внутреннее убранство церкви.

Церковь была посвящена Святой Марии,Святому Дионисию из Ареопата и  королю франции Святому Людовику IX. 

Фигуры на фасаде церкви Сан Луиджи Дей Франчези в Риме. Слева: Карл Великий Каролинг, Император Савященной Римской Империи. Справа: Святой Людовик IX, Король Франции.

Фигуры на фасаде церкви Сан Луиджи Дей Франчези в Риме. Слева: Карл Великий Каролинг, Император Савященной Римской Империи. Справа: Святой Людовик IX, Король Франции.

Церковь была местом где французская диаспора представляли Риму Францию посредством своих исторических персонажей и Святых Христианской Церкви.

На фасаде церкви мы видим скульптуры Карла Великого Каролинга, императора Священной Римской Империи, Святого Людовика IX ,Святой Клотильды, Святой Джованны Валуа.

Саламандра в круге с короной является символом французкой королевкой власти.

Людовик IX Святой - король франции в 1226—1270 годах, руководитель 7-го и 8-го Крестовых походов. Канонизирован Католической церковью.

Главный неф Базилики Сан Луиджи Дей Франчези в Риме.

Главный неф Базилики Сан Луиджи Дей Франчези в Риме.

Внутри церковь разделена на три нефа с пятью капеллами с каждой стороны и все это пространство заполнено шедеврами в стиле барокко.

Во второй капелле правого нефа находятся фрески Доменикино со сценами из жизни и мученичества Св. Чечилии. Над алтарем этой капеллы картина Гвидо Рени " Святая Чечилия", копия картины Рафаэля Санти и в пятой капелле левого нефа три картины Караваджо , рассказывающие о событиях в жизни Святого  Матфея.

Капелла Контарелли в церкви Сан луиджи дей Франчези в Риме.

Капелла Контарелли в церкви Сан луиджи дей Франчези в Риме.

Караваджо и Капелла Кантарелли. 

В пятой капелле левого нефа находится знаменитый трептих Караваджо : "Призвание Святого Матфея", "Святой Матфей и Ангел", "Мученичество Святого Матфея". Все картины были написаны в период между 1599 и 1601 годом.

Имя капелле дали по имени французского Кардинала Матеу Коинтрел который заказал и оплатил создание этих полотен. Имя кардинала было переименовано на итальянский язык - Маттеи Контарелли :-)

Полотна никуда не вывозят за пределы церкви и у посетителей есть уникальная возможность увидеть эти три знаменитые картины только посетив церковь..  

Капелла находится в довольно темном углу церкви, и что бы осветить картины прожектором нужно бросить монетку 1 или 2 евро в отверстие автомата , который стоит здесь же рядом. 

Караваджо " Призвание Святого Матфея".

Караваджо " Призвание Святого Матфея".

Микеланжело Мирези (Караваджо) "Призвание Святого Матфея".

Картина была написана в 1600 году по заказу французского Кардинала Контарелли для церкви Сан Луиджи Дей Франчези. 

Мы видим как Божественный свет падает на группу людей , которые сидят в здании таможни за столом с деньгами. Свет падает не из окна, а сверху, с небес. 

Под этим лучем света из тени выходят Иисус Христос и Апостол Петр. Спаситель направляет перст на Матфея, сообщая ему о том, что он избран. И Матфей представляемся Спасителю, даже если одна рука его все еще лежит на деньгах.

Не все участвуют в этом событии. Молодой человек слева продолжает считать деньги, так же как и мужчина рядом с Матфеем. 

Все персонажи, так же и Спаситель с Петром одеты в одежду современников Караваджо. Это говорит о том, что у этот момент мог произойти в любое время в любую эпоху.

Мы видим окно над головой  Спасителя. Рама в окне в виде креста говорит о распятии на кресте Иисуса Христа и его воскресение к жизни без грехов.

Караваджо " Мученичество Святого Матфея".

Караваджо " Мученичество Святого Матфея".

Микеланжело Мирези (Караваджо) "Мученичество Святого Матфея".

На картине изображен Святой Матфей выходящий из Храма. На ступенях его с кинжалом поджидает наемный убийца посланный царем Эфиопии Хиртукасом. Эфиопский солдат заносит кинжал над Святым Матфеем. Ангел с небес протягивает Святому ветку пальмы - символ мученичества.

Люди вокруг в ужасе разбегаются и слева за фигурой наемного убийцы вдали видно лицо мужчины с бородой и усами. Это автопортрет самого художника - Караваджо. 

Мы видим освещенными только тела важных персонажей на картине , а фон весь темный.  С написания этой картины Караваджо уже будет всегда применять этот  прием. Фон всех его картин с 1600 года стал темным и светом выделены лишь важные персонажи.

Эта картина была первой написана для капеллы Контарелли. 

Здесь еще стиль Караваджо не сформировался полностью. Мы видим множество фигур в сложных позах и такое расположение фигур относится к маньеризму. 

Обнаженные тела написаны с детально прорисованными мускулами и мощными формами и это напоминает живопись Микеланжело.

Две версии картины Караваджо " Святой Матфей и Ангел".

Две версии картины Караваджо " Святой Матфей и Ангел".

Микеланжело Мирези (Караваджо) "Святой Матфей и Ангел".

Первая версия картины написанная Караваджо в 1600 году была отвергнута заказчиком . Картина была слишком реалистичной.

На ней ангел стоял рядом со Святым и рукой помогал ему писать. Казалось, что Святой Матфей пишет с трудом. Эта версия картины была утеряна во Франкфурте во время бомбардировки во время Второй Мировой Войны. Сохранились только фото этой версии.

На второй версии картины Святой Матфей пишет свое Евангелие, Ангел небесный помогает ему.

У Святого Матфея голые грязные ноги и лысина... Художник выражает мысль, что и обычный человек,  Святой Матфей может быть проводником божественной мысли.. 

 

Капелла Святой Чечилии раписанная фресками Доменикино.

Капелла Святой Чечилии раписанная фресками Доменикино.

Капелла Святой Чечилии расписанная фресками Доменикино.

На стене слева: Смерть Св. Чечилии.

На стене справа: Св. Чечилия Раздает свои вещи бедным и нищим. 

На своде фреска слева: Св. Чечилия отказывается приносить жертву языческим богам.

На своде фреска в центре: Торжество (Триумф) Св. Чечилии на небесах.

На своде фреска справа: Св. Чечилия и ее жених Валентин получают от Ангела небесного венок с цветами. 

Над Алтарем капеллы картина Гвидо Рени " Св. Чечилия в окружении Святых". 

Фрески Кавальер Д'Арпино "Излечение дочери французского Короля". Слева: Святой матфей. Справа: пророки.

Фрески Кавальер Д'Арпино "Излечение дочери французского Короля". Слева: Святой матфей. Справа: пророки.

ФРЕСКИ КАВАЛЬЕРА Д'АРПИНО.

Свод капеллы Контарелли расписан фресками Кавальер Д'Арпино, "работодателем и учителем" Караваджо по его прибытии в Рим.

Сцены рассказывают об излечении дочери короля Франции , фреска . 

Слева изображен на фреске Святой Матфей.

Справа изображены пророки. 

Глядя на картины Караваджо на стенах этой капеллы и на фрески свода этой капеллы можно понять насколько Караваджо превзошел своего " учителя"! 

Фреска Доменикино "Святая Чечилия отказывается приносить жертвы языческим богам".

Фреска Доменикино "Святая Чечилия отказывается приносить жертвы языческим богам".

Доменикино "Святая Чечилия отказывается приносить жертвы языческим богам", фреска

Во второй капелле в правом нефе базилики находятся фрески Доменикино. 

Префект города Рима приказывает Святой Чечилии принести жертву языческим богам. Святая отворачивается и показывает, что для нее это невозможно. Юноша слева подводит барана, что бы заколоть его у жертвенника. Но Святая Чечилия говорит о Божественной любви с окружающими. 

 

Гвидо Рени " Святая Чечилия в окружении Святых".

Гвидо Рени " Святая Чечилия в окружении Святых".

Гвидо Рени " Святая Чечилия в окружении Святых". 

Правый неф , вторая капелла от входа. 

Мы видим Св. Чечилию в окружении Святых. В руках она держит маленький переносной орган (Святая Чечилия является покровительницей музыкантов). Взгляд ее в экстазе устремлен вверх, туда где хор небесных ангелов поет божественную песню

У ног Св. Чечилии сломанные или старые музыкальные инструменты: скрипка без струн, барабаны с потертой кожей, сломанные дудочки. Это символизирует превосходство всего божественного над человеческим.

Небесная музыка превосходит земную, ни один инструмент не в состоянии предать гармонию небесного творения.

Крайний слева спиной к зрителю стоит Апостол Павел с орудием своего мучения, с мечем. Взгляд его задумчив, он смотрит на сломанные музыкальные инструменты. 

Следующий слева стоит Евангелист Иоан. мы узнаем его по Евангелию у ног его и по орлу, который является символом Святого. Иоан Евангелист пересекается взглядом со Св. Августином , который держит Епископский посох. 

Крайняя справа стоит Святая Мария Магдалена с амфорой в руке.

Персонажи разделены на две группы на картине со Св. Чечилией в центре. И это имеет свой символический смысл: Иоан Евангелист  и Мария Магдалена  видели земную жизнь Спасителя вознеслись после смерти на небеса. Апостол Павел и Св. Августин общались со спасителеи уже после его Воскресения. Один по дороге в Дамаск, а другому на берегу моря явился ребенок , который на примере показал Святому Августину новозможность для человека постичь Бога. 

 

Эта картина Гвидо Рени является копией картины Рафаэля Санти "Святая Чичилия в окружении Святых". Оригинал картины находится в Национальной Пинакотеке города  Болонья.

Картина Гвидо Рени находилась в США и в 1978 году была приобретена на аукционе Сотбис для французской церкви Сан Луиджи Дей Франчеси. 

 

Время для посещения церкви 

Открыта каждый день : 10:00 - 12:30 | 15:00 - 19:00 

Закрыта в четверг после 13-00

Церковь закрыта для посещения туристами во время мессы

Месса: Пн-Пт 19:30, Суб: 12:30 ,праздничные дни : 10:30 

Вход свободный