Я в социальных сетях

Светлана Синица 
Базилика Сант Андреа делла Валле в Риме.

 Легенда гласит, что современная церковь Сант Андрея Делла Валле находится в месте , где римская матрона Лючила нашла римского сотника Себастияна после того как в него были выпущены более сотни стрел. На этом месте еще в древности была поставлена маленькая капелла Святого Себастиана и в конце  XVI века на этом месте началось строительство новой великолепной церкви , построенной по канонам контрреформы. Новая церковь была посвящена Апостолу Андрею…

Базилика Сант Андрея делла Валле наиболее полно представляет искусство XVII века в Риме. Это место где в полной мере проявляется искусство контрреформы , спасибо росписям Джованни Ланфранко и Доменикино.

 

Фрески на сводах базилики.

Фрески на сводах базилики.

История создания.

Первоначально проект был сделан Франческо Грималди, которому помогал Джиакомо Делла Порта. И в 1591 году был заложен первый камень в фундамент церкви.

С 1608 года строительство было доверено Карло Модерно, который только что закончил возведение фасада базилики Святого Петра на ватиканском холме. Именно Модерно принадлежит идея построить второй по высоте купол в Риме. Второй после купола Собора Святого Петра.

Модерно проектирует и фасад церкви, но фасад строят по проекту Карло Раинальди в 1620 году.

Фасад базилики Сант Андрея делла Валле один из самых красивых в Риме благодаря новым идеям в архитектуре. В том числе и идея установить двух ангелов на втором уровне фасада. Но установлен был только один ангел. Городская легенда гласит,что когда римляне увидели изваянного Эрколе Феррарой ангела, начали его критиковать . И Папа Александр VII, увидев ангела сказал :" Если Эрколе Феррара хочет еще одного ангела тут установить, по пусть делает его за свой счет". Чем и обидел скульптора. И теперь единственный ангел стоит на фасаде церкви.

 Слева направа скульптуры на фаседе :

- Сан Гаэтано изваянный Доменико Гуиди (Domenico Guidi).

- Апостол Андрей работа Эрколе Феррара (Ercole Ferrara).

- Святой Себастьян работы Доменико Гуиди.

- Святой Андрей из Авеллино работы Эрколе Феррары.

Фасад базилики Сант Андрея Делла Валле в Риме. На фасаде слева видно только одну скульптуру Ангела работы Эрколе Феррары.

Фасад базилики Сант Андрея Делла Валле в Риме. На фасаде слева видно только одну скульптуру Ангела работы Эрколе Феррары.

Внутренне убранство базилики..

Внутренне убранство базилики..

Убранство базилики.

 Внутри помещение базилика представляет собой единое огромное помещение с боковыми капеллами у алтаря и трансептом. Базилика внутри расписана величайшими художниками Доменикино и Ланфранко.

В 1623 Доминикино начинает росписи апсиды историями их жизни Апостола Андрея и Евангелистов, находясь под впечатление от работы Аннибале Караччи в палаццо Фарнезе.

Фрески Маттиа Прети.

Фрески Маттиа Прети.

Фрески Маттиа Прети (Mattia Preti).

Роспись пресбитерия была сделана Маттиа Прети. Фрески рассказывают о мученической смерти Апостола Андрея, который был распят на равностороннем кресте в форме буквы Х.

Слева: Маттиа Прети "Распятие Апостола Петра".

В центре: Маттиа Прети " Мученическая смерть Апостола Петра".

Справа: Маттиа Прети " Погребение Апостола Петра".  

Купола базилики Святого Петра (вдали) и Базилики Сант Андрея Делла Валле (на переднем плане). Два самых высоких купола в Риме.

Купола базилики Святого Петра (вдали) и Базилики Сант Андрея Делла Валле (на переднем плане). Два самых высоких купола в Риме.

Купол сделан по проекту Карло Модерно 1622 год.

На это фото мы видим два из четырех самых знаменитых куполов Рима. На переднем плане купол церкви Сант Андрея Делла Валле высотой 120 метров и проект Карло Модено.  Вдали виден купол Собора Святого Петра высотой 137 метров и проект Микеланжело Буонаротти (позже переработанный Джиакомо Делла Порта и Доменико Фонтана).

Концепция двух куполов совершенно разная: Микеланжело хотел показать , что могила Апостола Петра над которой возвышается купол является центром христианского мира. Карло Модерно хотел показать , что концепция христианской церкви есть стремление души вверх к Божественному началу. Поэтому его купол более вытянутый и легкий.  Купол увенчивает лантерна работы Франческо Барромини.

Купол базилики Сант Андрея Делла Валле является вторым по высоте куполом в Риме. 

Это восьмиугольный вытянутый купол с высоким типпаном , с колоннами по краям окон и сверху увенчанный звездой с крестом.. 

Доменикино , сцены связанные со Святым Андреем. Апсида.

Доменикино , сцены связанные со Святым Андреем. Апсида.

Доменико Цампиери прозванный Доменикино (Domenico Zampieri detto il Domenichino).

В центре в нижнем регистре мы видим Иисуса, который призывает рыбаков Андрея и Петра. "Идите за мной и я сделаю Вас ловцами человеческих душ" -это слова Спасителя. Лодка почти причалила к берегу и апостолы покадают ее. Ниже мы видим две женские фигуры добродетели: Вера и Надежда. (Fede e Speranza). Женщина с обнаженной грудью поднимает руки вверх и взгляд ее устремлен тоже вверх. Следуя ее взгляду мы поднимаем голову и видим главного героя этой базилика - Апостола Андрея.

И его руки и его взгляд устремлены вверх... 

По краям мы видим "Мученичество Апостола Андрея" (слева) и "Распятие Апостола Андрея" (справа) работа Доминикино. 

Наверху "Агнец Божий" Доменикино.

В центре " Призвание Апостолов Петра и Андрея"  Доминикино. 

Роспись купола Джованни Ланфранко.

Роспись купола Джованни Ланфранко.

Купол и пинакьи расписаны Джованни Ланфранко и Доменикино.

Купол , расписанный Джованни Ланфранко и по четырем сторонам Евангелисты в пинакьях внизу купола работы Доменикино.

Известно, что два великих художника соперничали , расписывая фресками эту базилику. Говорят, что когда Ланфранко закончил работу над куполом , то приказал разобрать леса, что бы Доменикино не успел доделать свои фрески и тут же уехал в Неаполь.

Купол работы Ланфранко " Вознесение Марии или триумф в Раю" и четыре Евангелиста работы Доменикино. 

Джованни Ланфранко "Победа Рая".

Джованни Ланфранко "Победа Рая".

Фреска Джованни Ланфранко "Победа Рая" или "Вознесение".

Свою великолепную фреску "Вознесение" Ланфранко реализовал с 1625 по 1627 год. Фреска рассказывает как на небесах святые и ангелы ждут вознесения на небеса Девы Марии после смерти. Мы видим новый язык живописи: экспрессию, театральные жесты, взгляды обращенные вверх, плотные облака....

Эта фреска явилась образцом в росписи куполов для подавляющего большинства художников XVII века в Риме.

И купол базилики Сант Андрея делла Валле может быть назван поэтому , первым куполом в стиле барокко.

"Вознесение" Джованни Ланфранко. 

Франческо Мокки " Святая Марта".

Франческо Мокки " Святая Марта".

Капелла Барберини.

Или как ее еще называют капелла Тоска.

Здесь начинается действие оперы Пуччини "Тоска". 

Обратите внимание на скульптуру Святой Марты работы Франческо Мокки.  

Святая современна, кажется изваянной в наше время. 

Она изваяна стройной и высокой девушкой, как современные модели , которые сейчас являются стандартом женской красоты. 

Но в начале XVII века, когда работал Мокки, стандарты красоты сильно отличались от современных. Скульпторы в то время ваяли женщин полных, крепких и невысоких.

 Капелла украшена скульптурой Франческо Мокки " Святая Марта". 

<span style="font-weight: bold;">Сан Луиджи Дей Франчези</span><br>
Сан Луиджи Дей Франчези
Базилика с тремя картинами Караваджо, фресками Доминикино и картиной Гвидо Рени!
<span style="font-weight: bold;">Санта Мария ин Трастевере</span><br>
Санта Мария ин Трастевере
Базилика с мозаиками Ковалини, потолком Ди Сенгалло и древнейшей иконой!
<span style="font-weight: bold;">Санта Мария Дель Пополо</span><br>
Санта Мария Дель Пополо
Базилика с двумя картинами Караваджо, скульптурами Бернини и знаменитой капеллой Киджи (из романа Ангелы и Демоны).